На территории Усть-Коксинского района расположена высшая
точка Сибири - гора Белуха, являющаяся важнейшим рекреационным объектом. Белуха
привлекает к себе людей самых разных: туристов, альпинистов, ученых, философов,
художников и многих других. В 1980-е годы Усть-Коксинский район по разным
оценкам посещало от 8 до 12 тыс. человек ежегодно, и около двух третей из них
ходили именно к Белухе. В настоящее время число туристов сократилось до 3-4
тыс. человек.
Вот она, Белуха! Совсем рядом...
Часть от общего потока составляют туристы, прибывающие в район по религиозным и иным мотивам (паломники). Сюда их влечет, как отмечается, особый биоэнергетический потенциал горы Белухи (и в некоторых случаях - Уймонской долины), на который одним из первых обратил внимание известный философ, художник и путешественник Н.К. Рерих, посетивший Усть-Коксинский район в 1926 году. С тех пор наш район стал своеобразной Меккой для поклонников его творчества. С 1970-х годов они регулярно приезжают в Усть-Коксинский район, некоторые из них остаются на постоянное место жительства. К настоящему времени сформировалось несколько мест компактного проживания поклонников творчества Н.К. Рериха на территории района, прежде всего в с. Чендек. В начале 1990-х годов в Усть-Коксинском районе прошло несколько рериховских чтений. Следует отметить, что приезжают в район не только последователи Н.К. Рериха, но и множество других людей, представителей разных религий, преследующих цели духовного очищения.
В чем же заключается энергия Белухи? Просмотрев различную
литературу, я не нашел однозначного ответа. Во многих источниках просто
говорится, что Белуха является одним из энергетических и (или) духовных центров
планеты. Вот некоторые цитаты:
"Согласно
представлениям буддистов, высшая точка горной системы Алтая - гора Белуха, /…/
является одной из энергетических точек, связывающих Гималаи, Алтай и Памир.
Знаменитая гора Кайлас - центр мира - связана с Белухой незримым энергетическим
мостом, влияющим на распределение космических сил" (А. Барубко)."Есть
много на свете величавых гор - Гималаи, Кордильеры, Анды. Но именно наша Белуха
признана уникальным духовным полюсом планеты. Ее три белоснежные главы
возвышаются над Уймонской долиной …" (О. Серикова). "Одно из
мощнейших мест Силы нашей планеты - гора Белуха" (безымянный турист, из
Интернета).Некоторые философы считают Алтай местом схождения особых структур,
М.Ю. Шишин назвал их "астрально-ментальными линзами", их роль -
аккумулировать и трансмутировать энергии, быть своеобразной мембраной в размене
энергий по линии Земля - Космос. У Н.К. Рериха я также не нашел подробного
описания особого биоэнергетического потенциала Белухи, есть отдельные фразы,
например, "Алтай-Гималаи - два магнита, два давления, два устоя";
"Семнадцатого августа увидели Белуху. Было так чисто и звонко. Прямо
Звенигород".
Уймонская долина.
Многие люди, побывав под Белухой (или даже просто в
Уймонской долине), отмечают наличие какой-то особой энергии, например:
"Алтай - это необычайная страна. Причём, как я успел заметить за свои
путешествия, там есть места, особенно богатые какой-то энергией, каким-то
силовым полем. И среди всех этих мест самым сильным полем, как мне кажется,
обладает его центральная часть - Белуха и её окрестности. Там даже природа
другая" (С. Краснопевцев).
"Впервые это произошло со мной /…/ в Уймонской долине
Алтая. /…/ в районе села Верхний Уймон /…/. Был октябрь. Голубые горы,
окружающие долину, уже кое-где накрылись шапками раннего снега. Ноздри щекотал
свежий горный воздух. Вдруг, безо всякой подготовки, меня охватило необычайное
волнение, и тогда же в сознании проступила мысль-фраза: "Планетарный центр
космической философии". Что это такое, я не знал еще, но чувство восторга,
ликования, переполненности происходящим было столь велико /…/. Его трудно
описать: приятное томление, почти волнение. Учащенный пульс. Предощущение
чего-то важного. Родственное слияние с окружающим миром, чувство полноты,
красоты и гармонии" (С. Жуков).
Уймонская долина.
Р. Кучукова, наша землячка, в своей статье "Захламленный… благословенный край" (Уймонские вести, №67-68, 2002 г.) очень емко выразила подобные чувства, отметив, что "многие плачут, увидев Белуху впервые".
Таким образом, можно предположить, что многие туристы
посещают Белуху именно из-за ее энергии. Наиболее просто это описано в
путеводителе по Алтаю (Алтай. Путеводитель с картами. Под ред. С. Харламова. -
Тула, 2000): "Также паломники ходят к подножию Белухи в верховья Катуни, к
реке Кучерле и к Ак-Кемскому озеру. Гора Белуха воспринимается ими как своего
рода аналог Джомолунгмы (Матери мира), и до сих пор последователи Рериха едут
на Алтай, дабы подзаправиться "космической энергией" или еще чем-то в этом
роде, подразумевается, что Белуха - это своего рода антенна - приемник этой
энергии. Говорят, что Белуха открывается космосу в августе - именно на этот
месяц приходится наибольшее число паломников".
Белуха привлекает многих людей еще и в преддверии разных
катаклизмов. Вот как описывает это А. Цирульников в статье "Радостная
встреча конца света у горы Белуха" (газета "Первое сентября",
№60-62, 2001 г.): "Прошлым летом - в соответствии с предсказаниями о конце
света - у подножия Белухи собрались тысячи паломников. Для местных из Тюнгура,
Кучерлы это была не трагедия, не печаль ожидания конца, а радость, большая
радость, потому что цена лошади с проводником поднялась до небес, за литр
молока давали сто рублей, за хлеб - двадцать... Народ расположился у горы,
поставил палатки и стал ждать. Небо, как назло, было безоблачным. Прождав конца
света дней десять, публика, к великому огорчению местных, рассосалась...".
Нужно также отметить, что Алтай - место смешения трех
мировых религий - христианства, ислама и буддизма (можно упомянуть о местных
религиях - шаманизме и бурханизме (прим. наше)). Недаром Алтай интересовал Н.К.
Рериха как самая северная точка горного мира Центральной Азии, как один из
главных коридоров, по которому народы двигались из центра Азии в равнины Сибири
и далее в Европу, как место, представляющее интерес своей древней культурой,
философией. Рерих называл Алтай "средоточением", центром
Евроазиатского материка, расположенным на "равном расстоянии от четырех
океанов".
В литературе также отмечается феномен особого воздействия
горных сооружений на психику человека. Это может проявляться через
геофизические поля и различные природные аномалии. Академик А.Н. Дмитриев для
территории Горного Алтая отмечает "высокую насыщенность и перемежаемость
знакопеременных магнитных аномалий". Этот же автор говорит о максимальной
для Сибирского региона встречаемости в Горном Алтае самосветящихся образований,
которые влияют на сейсмический режим территории, что, в свою очередь, приводит
к снижению вероятности и интенсивности землетрясений (например, в Усть-Коксинском
районе).
Специалисты в области психологии туризма отмечают, что в
старинных описаниях до 19-го века высокогорные, лесные и пустынные ландшафты
считались местами, полными опасностей и неведомых сил. Даже в сказках говорится
про "лес дремучий" и т.д. Индустриализация вызвала интересный
поворот, когда горы и леса в сознании людей становятся все более
привлекательными, а городской пейзаж вызывает чувство тревоги и уныния.
Отмечается также, что большинство людей, стремящихся в горы, испытывают неудовлетворение
собой, страх перед "несправедливым" миром, который, как правило,
ассоциируется с урбанизацией. Поэтому постоянную тягу многих горожан к
путешествиям в горы, наполненных яркими эмоциональными переживаниями, можно
расценить как желание компенсировать неполноту и "пустоту" обыденной
жизни. Это, пожалуй, один из истинных мотивов, который движет большинством
любителей активного отдыха в горах.
Кроме этого, мне удалось найти высказывание Эдвина
Беpнбаума, который считает, что священные горы традиционно рассматриваются как
места откровения, центры Вселенной, источники жизни, пути к небу, обители
мертвых, храмы богов, лона выражения конечной реальности в своих многочисленных
проявлениях, места для отшельничества и размышления и т.д. Также он отмечает,
что "будучи высочайшими и впечатляющими чертами ландшафта, горы вполне
естественно вызывают чувство восхищения и благоговения. /…/ Под воздействием
этих впечатлений люди во всем мире, даже принадлежащие современному светскому
обществу, испытывают в горах нечто такое, что насыщает их священной аурой. /…/
Святость гор освящает культурные и духовные аспекты, которые глубоко
воздействуют на восприятие и отношение людей к природе".
Именно в этом, как мне кажется, и проявляется энергия
Белухи. Постараюсь пояснить это на простом примере. Я сам местный житель, вырос
в Усть-Коксинском районе. За исключением периода учебы в университете и службы
в армии, все остальное время я прожил на территории нашего района. Все время
меня окружали горы, но к их виду, скажем в Уймонской долине, мы все привыкли.
Но находясь под Белухой, особенно со стороны Ак-Кемского озера, действительно
ощущается мощь высоких гор, человек как бы чувствует могущество природы,
природных сил. Это, естественно, производит на абсолютное большинство людей неизгладимое
впечатление. По моему мнению, именно в этом и проявляется "энергия"
Белухи. Недаром многие местные жители, которые побывали под Белухой, говорят,
что "в этом что-то есть".
Самыми практичными оказались многие туристические
организации, которые в своих рекламных проспектах почти всегда упоминают об
энергии Белухи, ее особом потенциале и т.д. Показателен в этом отношении опыт
наших соседей - Катон-Карагайского национального парка, расположенного на
территории Восточно-Казахстанской области Республики Казахстан. Они даже
высчитали зону влияния Белухи на территории Казахстана, т.е. определили
границу, по которой она проходит. Например, данное село попадает в зону
влияния, а соседнее уже нет. Это уже намек для туристов, где можно побольше
"подзарядиться". Особенно если определить еще и количественные
показатели, например, в этом районе столько-то единиц энергии, например, 20, в
следующем уже 15 единиц энергии, за ним - только 10 и т.д. Это интересный
рекламный ход.
В данной статье автор просто поделился своим мнением по
данному вопросу. Может быть, кто-нибудь из читателей захочет высказаться на эту
тему.
Л. БАЙЛАГАСОВ. "Истоки", - природоохранное
приложение к газете "Уймонские вести", № 3, 26 ноября 2002 г.
Походы на Алтае
Походы на Алтае
Комментариев нет:
Отправить комментарий