Пользовательский поиск

воскресенье, 31 июля 2016 г.

Как правильно выбрать рюкзак?

Рюкзак - это самый верный друг и спутник туриста, главный атрибут любого похода, именно поэтому на его выбор следует обратить самое пристальное внимание. Рюкзак вмещает в себя весь "жит и быт" путешественника, обеспечивает его комфорт, но может и превратить поход в пытку. Чтобы этого не произошло, вам придется освоить искусство выбора рюкзака и мастерство его укладки. Но если последнее достигается в основном практикой, то к покупке "заплечника" можно и нужно подготовиться теоретически.

Универсального рюкзака для походов не существует, поэтому давайте разберемся, какой подойдет больше всего.

Выбор рюкзака
К выбору туристского рюкзака следует подходить с особой тщательностью. Это самая важная покупка из всего снаряжения. Удобный рюкзак значительно облегчает переноску груза, сохраняет здоровой спину и поясницу. Выбор модели, объема, внешней навесной и подвесной системы рюкзака определяется условиями похода, т.е. его назначением. Перед покупкой рюкзака нужно определиться - для каких целей он вам нужен и в каких условиях будет эксплуатироваться.

Объем и назначение рюкзака
В первую очередь определяемся с объемом рюкзака. Крайности в размерах одинаково чреваты. Чтобы вместить все нужные вещи в маленький рюкзак, надо уметь их утрамбовывать, и все равно многие оставшиеся "за бортом" предметы придется навешивать снаружи. Слишком большой рюкзак набьется совершенно ненужными вещами, отравит своим весом поход. Оптимальный объем будет зависить от вида туризма, от возраста, роста и пола туриста, от его подготовки. Для подростков 10-13 лет объем не должен превышать 40-50 литров, для юношей и девушек от 14 до 17 лет - 65-80 литров, для походов выходного дня, загородных поездок хватит 40-65 литров. Для более серьезных походов обычно рекомендуются следующие объемы:

-пешеходный туризм: мужчины 80-130 л, женщины 60-80 л;
-горный туризм: мужчины 100-110 л, женщины 65-80 л;
-водный и лыжный туризм: мужчины 130 л и более, женщины 80-100 л.

Конечно же необходимо учитывать и индивидуальные физические
особенности: ведь может оказаться, что хрупкому парню не под силу нести 70-ти литровый рюкзак, а милой девчушке и 100-то литровый не помеха для прогулки, скажем, по крымским яйлам.

Рюкзаки для велопоходов ("велоштаны", устанавливаемые на багажник) выбираются, исходя из других соображений:
походы выходного дня, велопрогулки (без ночевок) - 30-50 л. Подойдет и обычный городской рюкзак;
походы начальной категории сложности - до 75 л;
сложные походы - до 100 л;
очень сложные походы - от 100 л и более.

Типы рюкзаков
Модели рюкзаков подразделяются на 3 основных типа: станковые, каркасные и мягкие.

Станковые рюкзаки
Станковый рюкзак представлет собой конструкцию, состоящую из металлической или пластиковой рамы, к которой крепится подвеска (лямки, пояс, спинные и поясничные опоры) и мешок, который в случае необходимости можно снять и заменить на какой-нибудь объемный груз (отличный вариант для забросок снаряжения и продуктов). Этот вид рюкзака был популярен в советские годы и в последнее время используется крайне редко – хорошую раму сделать и сложно, и дорого.

Недостаток станкового рюкзака, по причине которого от него отказываются в сложных походах, - большая масса и жесткость рамы.

Каркасные рюкзаки
В настоящее время наиболее распространенный тип рюкзаков для туризма. Каркасный рюкзак имеет "встроенные" в спинку жесткие элементы, изготовленные из алюминия или пластика. "Латы" могут образовывать конструкции разных форм, но чаще всего встречаются 2 вертикально поставленных пластины, которые немного расходятся к верху, обеспечивая вертикальную жесткость. Встречаются, впрочем, П- и Х-образные рамки и даже монолитные вставки по всей площади спины. Некоторые производители изготавливают рюкзаки со съемным каркасом, представляющим собой лист плотного и достаточно жесткого пенополиэтилена, вставленный в отсек на спине рюкзака. После снятия каркаса рюкзак можно компактно сворачивать, а сам каркас может пригодиться в качестве маленького коврика. Пластины обеспечивают вертикальную и горизонтальную жесткость всей конструкции, что в системе с ремнями и стяжками, образуют некий монолит, надежно закрепленный на вашей спине. К тому же лямки, спина и пояс, сделанные из мягкого и упругого материала переменой жесткости (чем ближе к телу, тем мягче) сделают ношение анатомического рюкзака максимально комфортным. Большинство рюкзаков такого типа имеют "плавающую" подвеску, когда точка присоединения лямок к рюкзаку перемещается по вертикали, позволяя подстроиться под рост владельца, что делает рюкзак более универсальным.

Недостаток каркасных рюкзаков - более высокая цена и бóльшая (примерно на 300 г) масса.

Мягкие рюкзаки
Эти рюкзаки не имеют жестких элементов каркаса. По объему они могут быть как очень большие, так и совсем маленькие. Такие рюкзаки имеют армирование спины, лямок и пояса с помощью пенополиэтиленовых вставок, имеют пришитый лямочный узел. Основные плюсы такой конструкции – меньшая цена, минимальный вес, возможность компактно свернуть пустой рюкзак и убрать, например, в байдарку или каяк. Для придания жесткости рюкзак этого типа надо правильно уложить, а это целая наука. Один из вариантов - внутрь укладывают пенополиэтиленовый коврик: либо листом вдоль спины, либо сворачивают длинный коврик по всей окружности рюкзака. Правильно уложенный мягкий рюкзак ни в чем не уступает более продвинутым каркасным моделям.

Конструкция рюкзака
Лямочная система. Лямки должны быть удобными. В конструкции лямок заложено 80 % удобства ношения рюкзака. Лямки должны быть пришиты по фигуре, или же должна быть предусмотрена возможность их регулировки. Слишком широко раздвинутые лямки будут сползать с плеч. Проблема частично компенсируется грудной стяжкой между лямками, но она может стеснять дыхание. Лучшая форма лямок - серповидная, или S-образная, прямые менее удобны, они неизбежно сминаются, следуя форме плеч.

Лямки рюкзака в местах соприкосновения с телом человека должны быть мягкими, но упругими и не слишком тонкими. Обычно для этих целей используется полиэтиленовая и полиуретановая пена. Ширина самих лямок в среднем около 7-8 см. Это достаточно для комфортной переноски даже очень тяжёлых грузов; более широкие лямки спадают с плеч или, наоборот, врезаются в шею. Очень важен способ прикрепления лямочных строп к низу рюкзака. В случае крепления строп за нижние углы рюкзака, они для прочности должны быть вшиты в шов через специальную косынку.

Пряжки регулировки длины лямок должны затягиваться книзу, чтобы можно было подогнать лямки, уже надев рюкзак. Пряжки на лямках должны выдерживать большую нагрузку.

Разгрузочный пояс. Позволяет перенести на поясницу и бёдра до половины веса рюкзака, разгружая переднюю часть плеча и позвоночник. Ширина поясного ремня - не менее 10 см, толщина – 8-16 мм. Желательно, чтобы пояс имел анатомическую форму, облегая бедра. Внутреннее устройство пояса - аналогично конструкции лямок. Пояс должен быть снабжен пряжкой, позволяющей мгновенно расстегнуть ее при необходимости быстро сбросить рюкзак ("пряжка-самосброс").

Клапан. Рюкзак обычно заканчивается вверху тубусом с дополнительной крышкой - клапаном на пряжках. Клапан защищает рюкзак от дождя, а также удобен для хранения вещей первой необходимости как внутри встроенного кармана, так и под ним, когда стяжками, на которых держится клапан, прижимают к самому рюкзаку какой-то громоздкий предмет, который должен быть под рукой, или просто не поместился в рюкзак.

Карманы. Боковые карманы удобны для хранения мелких предметов. В то же время они увеличивают габариты и вес рюкзака и смещают его центр тяжести не в лучшую сторону. Поэтому во многих моделях современных рюкзаков отказываются от сильно выступающих за основной объем наружных карманов. Единственный обязательный, и желательно не маленький карман - на клапане. Сюда кладется всякая мелочь. При отсутствии стационарных удобны навесные карманы, которые пристегиваются к рюкзаку при максимальной загрузке, дополняя его объем, и, в при необходимости, могут быть легко сняты.

Стяжки и крепления дополнительного груза. Боковые и вертикальные стяжки служат для регулирования объема рюкзака. С их помощью убирается свободный объем, превращая сложенный рюкзак в монолитный "кирпич", который удобнее носить.

Помимо боковых и вертикальных стяжек в современных рюкзаках встречаются дополнительные петли, стропы и накладки на наружной поверхности рюкзака. За них можно прикреплять свернутый коврик, тент, палатку, веревки. В горах к верху клапана крепят кошки, а за петельки у дна рюкзака ледорубы, ледовые инструменты. При этом они легкодоступны и не рвут мешка.

Для удобства загрузки рюкзака в транспорт и его страховки у него должны быть прочные ручки. Одна из них обычно расположена выше крепления лямок, хорошо когда есть дополнительные ручки.

Нижний вход. Нижний вход на молнии в виде арки - дополнительная деталь на любителя. Если в рюкзак по кругу вставлен коврик, то воспользоваться нижним входом не получится. Вытащить нужную вещь из плотно уложенного рюкзака в любом случае трудно, а положить ее на место - тем более.

Чехол на рюкзак. Для защиты от влаги рюкзак изготовливается из плотных материалов с влагозащитным покрытием. Однако в случае затяжных дождей необходимо дополнительно использовать чехол от дождя. Чехлы изготавливаются из легких тканей, вдобавок ко всему, они предохраняют рюкзак от грязи.


Резюме

Выбирая тип рюкзака и его конструкцию, необходимо обязательно учитывать его область применения.
Рюкзака должен: иметь достаточный объем, максимально удобно сидеть на спине, иметь минимальный собственный вес.
Конечно, рюкзак должен вам нравиться.
Регулировать рюкзак следует полностью загруженным, только так можно оценить его "поведение" на спине.
Если рюкзак неудобен уже при покупке, в походе будет еще хуже.


Рекомендации по покупке рюкзака

В хорошем рюкзаке важны, прежде всего, конструкция и качество исполнения, поэтому кратко рекомендации по покупке можно сформулировать так:

Ткань должна быть прочная и влагоотталкивающая. Cordura, пожалуй, идеальный материал для рюкзака, хотя достаточно дорогой. Если вы покупаете рюкзак не на всю жизнь, то можно выбрать понравившуюся модель из другой приличной ткани.

Обращайте внимание на пластиковую фурнитуру. Желательно, чтобы на рюкзаке была фурнитура Duraflex или Nexus. Использование такой фурнитуры не дает большой прибавки в цене изделия, но значительно повышает его надежность.
Молнии в хорошем рюкзаке - только YKK.

Материал, который контактирует со спиной должен быть прочным, но мягким. Желательно, чтобы на спине была специальная объемная сетка для вентиляции.
Стропы должны легко проходить через регулировочные пряжки.
Нитки обязательно должны быть особо прочными, прочнее ткани.

Не следует покупать рюкзак в интернет-магазине. Лучше прийти самому в специализированный туристический магазин и с помощью консультанта померять несколько моделей. Перед покупкой рюкзака надо обязательно проверить, как он "сидит". Настраивать рюкзак нужно загруженным, только так можно оценить его "поведение" на спине. Надев рюкзак, застегиваете и подгоняете пояс. Затягивать пояс надо достаточно плотно, чтобы он держал груз, но не мешал дышать и двигаться. Затем подтягиваете лямки так, чтобы вес груза распределился между лямками и поясом более или менее равномерно. Точка крепления лямок к рюкзаку должна при этом оказаться примерно на уровне середины лопаток или чуть выше. Если это место оказалось заметно выше или ниже, необходимо переставить плавающую подвеску или подобрать другой рюкзак по росту. В последнюю очередь подтягиваете верхние плечевые оттяжки до положения, при котором не ощущаются колебания рюкзака вперед и назад.

Источник: zovgor.ком

Комментариев нет:

Отправить комментарий