Пользовательский поиск

пятница, 17 июня 2016 г.

Белуха – священная гора Алтая


Отвесная белизна километровой Аккемской стены отражается в спокойных сероватых водах озера, поросшие кедровой сосной и пихтами склоны уходят вверх, ниже шумят бурливые пенистые воды реки. Под Белухой всегда много людей – альпинисты готовятся покорять гору, последователи Рериха медитируют, конные и пешие туристические группы курсируют через перевал Кара-Тюрек от Аккема к Кучерле и обратно.

И при всём том место это удивительно спокойное. Стоит отойти чуть в сторонку от тропы и сесть под кедром или на берег озера – и вокруг словно ничего не остаётся, кроме ярких жёлтых цветов курильского чая, шелестящего на ветру, хвойного запаха кедров, шершавых серых камней и белоснежной двуглавой красавицы Белухи, вздымающейся над долиной в тихой величавости.

Местоположение самой высокой горы Алтая само по себе заслуживает внимания – она находится на равном удалении от трёх океанов: Северного Ледовитого, Тихого и Индийского. Говорят, в древности её из-за этого называли «пуповиной Земли». Вечные льды и снега поднимаются по телу горы на 4506 м, их линия проходит почти на два километра выше, чем в других горах, даже более высоких.

С южной стороны Белухи берёт начало река Катунь, многочисленными зеленовато-серыми ручейками собирающаяся воедино по болотистой местности. В окрестностях горы растёт более 200 лекарственных трав, ходят маралы, медведи и козероги, среди морщинистых скал скрывается озеро горных Духов, то самое, которое написал Чорос-Гуркин на своей картине…

Биосферный заповедник «Белуха» не случайно внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Воздух, словно звенящий свежестью, кажется, можно пить – такой он вкусный и ароматный. Прикормленные туристами бурундуки деловито промышляют в поисках орехов и подношений от умилённых людей, над цветами маральего корня жужжат шмели и пчёлы, среди неровных угловатых серых камней, громоздящихся по берегам Аккема, можно увидеть занесённый в Красную книгу венерин башмачок (эта дикая орхидея встречается крайне редко). А ещё тут – место тайн, загадок и легенд; место, где встречаются алтайские поверья и буддизм, изыскания уфологов и находки мистиков, старообрядческое христианство и бурханизм.

Что рассказывают алтайцы


У священной горы много имён. Хан-Алтай, Муздуу-Туу – «ледяная гора», Катун-Бажи – «голова Катуни», Цаган-Убугун – «Белый Старик», Уч-Сюре (или Уч-Сумер) – «три жилища Богов» (не так давно у Белухи было три головы, а не две; одна из вершин исчезла после землетрясения в начале ХХ в.) Говорят, что название «Белуха» появилось потому что алтайцы не произносят имён при чужаках (например, жена при гостях из других мест называла мужа не по имени, а давая ему прозвище). Когда русский человек спросил у алтайца, как называется гора, тот чтобы не преступать табу, сказал: «Булухта» – «льдистая», так и пошло…

Историй про гору местные жители рассказывают огромное количество – например, про то, как однажды стали наступать ледники на живущих тут людей, добрых и работящих. Совсем было запечалились местные жители и собрались покидать родные места, но тут как по волшебству за одну ночь на пути льдов выросла гора, защищая людей. В долину вернулось тепло, и благодарные люди с тех пор относятся к госпоже-горе с огромным почтением.

Ещё говорят, что когда-то Ойрот, древний правитель алтайцев, был вынужден отступить перед врагами, и увёл своё войско в неведомые края. Однако он обещал, что однажды вернётся и восстановит древнее государство, а знаки своего возвращения повелел искать в очертаниях священной горы и на солнце.

Именно поэтому после землетрясения начала прошлого века многие начали ждать возвращения Белого Бурхана (нового царя). Алтайцы собирались и молились в логу Дерен под предводительством чабана Чета Чолпанова, двенадцатилетней дочери которого явился благословенный Ойрот, предвестник Бурхана. Девушка получила точные наставления о том, как именно готовиться к приходу нового владыки, сообщила всё своим соплеменникам, и они выполняли всё в точности, ожидая новых знаков.

Так зародилась новая местная религия – бурханизм, последователи которой не приносят в жертву лошадей и не участвуют в камланиях шаманов, ограничиваясь курениями можжевельника и песнопениями. Между прочим, местные власти сотню лет назад так занервничали из-за всего этого, что силами полиции разогнали молящихся и арестовали Чолпанова. Правда, прибывшие из Петербурга в Бийск адвокаты (аж три штуки!) ухитрились добиться его оправдания.

Н.К. Рерих. Ойрот - вестник Белого Бурхана

Алтай и Гималаи – два полюса


Именно так определил эти две точки на карте Николай Рерих после своего путешествия к Белухе. Кстати, легенда об Ойроте ему также была известна – и он считал, что Белый Бурхан – никто иной, как Будда, о чём и написал в своей книге «Алтай – Гималаи». В переводе с монгольского «Бурхан» – это «будда», «бодхисатва», «воплощение святого».

Впрочем, есть и вовсе смелая версия, утверждающая, что Алтай – это родина Будды. Сторонники этой точки зрения в подтверждение приводят индийскую «Махабхарату» и уверяют, что описанная там гора Меру – это и есть Белуха: «Северный край, о достойный, озаряет своим сиянием славная великая Меру, благословенный приют познавших Брахман». И якобы именно с Алтая шёл Будда на юг – в Тибет и Индию.

Ходят легенды о том, что по пещерам, протянувшимся на многие километры в районе Белухи, можно дойти до Тибета. Н. Рерих упоминает в своих книгах о подземных галереях, ведущих от Тибета на запад к Турфану через Куньлунь и Алтынтаг. Старожилы долины Кырлыка говорят, что пещерные ходы здесь очень длинные, сам Рерих якобы пытался пройти их до конца, но не преуспел. Именно в районе Белухи находится самый глубокая пещера России, достигающая 345 м (её называют «Экологическая»), загадочная пещера, куда стекаются реки («Геофизическая») и много других.

Конечно, знаменитый художник и исследователь не просто так искал проход через пещеры – его целью была мистическая Шамбала. Об этом и пойдёт речь в следующей статье.

Ольга Ладыгина

Источник.

Секреты Белухи и поиски мистиков

Комментариев нет:

Отправить комментарий